Версия для слабовидящих|   Обычная версия

4Мы собрали главные правила безопасности, от которых зависит жизнь вашего ребенка

 

Эксперты ВОЗ: каждый год мир теряет 1 млн. детей из-за смертельных травм

Дети в безопасной среде

7 главных угроз детской жизни и как их избежать

Кто на дороге глвный?

 

Эксперты ВОЗ: каждый год мир теряет 1 млн. детей из-за смертельных травм

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый час в мире гибнет более 100 детей из-за неумышленной травмы или несчастного случая, которые можно было бы предотвратить. Недосмотр взрослых эксперты называют одной из главных причин трагедий. С какими новыми опасностями сталкиваются российские семьи и как свести риски к минимуму, рассказывают специалисты. 

ПРЕДУПРЕЖДЕН – НЕ ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН 

В год во всем мире из-за несчастных случаев погибает около 1 миллиона детей до 18 лет. У основной группы детей старше года преобладающей причиной смертности являются именно внешние причины – травмы, отравления, несчастные случаи. Все эти причины смерти потенциально предотвратимы, – подчеркивают эксперты. – К сожалению, само по себе знание рисков не меняет поведение: так, все знают, что курить вредно, но значительная часть населения продолжает это делать. Поэтому в случае с профилактикой детского травматизма большую роль играют специальные психологические приемы – повторение, эмоциональное воздействие, зрительные сигналы и знаки. 

В качестве примера специалисты приводят варианты удачной социальной рекламы и акций для родителей. Среди них – агитационная кампания на дорогах по обязательному использованию детских удерживающих устройств: плакаты «Куда посадить ребенка: в детское кресло или в инвалидную коляску», воспитательные беседы сотрудников полиции с молодыми родителями. 

В некоторых регионах в такой радостный день, как выписка из роддома, когда родители едут домой с новорожденным, их останавливают сотрудники полиции. А малыш в этот момент находится на руках, то есть в потенциально опасном положении в машине – ведь, как показывает опыт, даже при скорости 40 - 50 км/час в случае ДТП ни одна мама ребенка не удержит. Полицейские дарят родителям удерживающее устройство, в которое ребенка тут же перекладывают и спокойно продолжают поездку. 

Так же и в семье надо искать формы – игровые, наглядные, эмоциональные – чтобы правила безопасного поведения не остались для ребенка пустыми наставлениями. 

«СМСМАМЕ» В ПОМОЩЬ 

Как отмечают специалисты, есть ситуации, когда снизить риски для безопасности детей можно административными методами. Достаточно вспомнить недавнюю совместную работу Минздрава и Минпромторга по поводу ужесточающих норм для производителей москитных сеток в связи с внезапной волной несчастных случаев, когда летом дети выпадали из окон через такие сетки. Новые правила должны предусмотреть, чтобы сетки крепились более надежным способом, а также ввод маркировки «Не прислоняться». 

По ряду направлений профилактическую работу ведут образовательные и медицинские учреждения, правоохранительные органы. Последнее касается, в частности, выявления «групп смерти» в соцсетях – проблема, с которой столкнулось общество с распространением интернет-технологий. 

Кстати, современные технологии также используют ведомства для того, чтобы, наоборот, помочь родителям. Так уже есть смс-сервисы, которые напоминают о профилактике несчастных случаев у детей. Например, самый известный из них «Смсмаме», одобренный Минздравом России. Он позволяет сначала беременной женщине, а потом женщине, имеющей ребенка до года, получать с определенной частотой смс-сообщения, содержание которых соответствует сроку беременности или возрасту малыша: «Ваш ребенок начинает ползать, не забудьте закрыть все нижние розетки», «Не приставляйте табуретку к окну» и прочее. 

Специалистами подготовлено очень много памяток о безопасном доме, ПДД, поведении с незнакомыми людьми и так далее. Но нельзя забывать о личной ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей. 

 

Дети в безопасной среде

Эксперты ВОЗ подсчитали, что в мире ежедневно гибнут почти 2 тысячи детей от несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий. В России по этим причинам ежегодно умирают более 6 тыс детей. Большинство из этих травм можно было бы избежать, считают эксперты. Что нужно делать родителям, чтобы спасти жизнь и сохранить здоровье детей?

По оценкам специалистов, в большинстве случаев причиной травм является ненадлежащий уход за ребенком. Родители оставили ненадолго ребенка одного, отвлеклись на телефонный звонок, забыли рассказать о правилах поведения на дороге – последствия могут быть непоправимыми. Дети активно исследуют окружающий мир, стремятся к самостоятельности, но физически слабы, беззащитны и не могут не заметить грозящие им опасности. Поэтому они постоянно нуждаются в помощи, присмотре и уходе взрослых. За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предусмотрена ответственность. В России штраф за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по статье 5.35 КоАП составляет всего лишь от 100 до 500 рублей, если ребенок пострадал, и в случае смерти по неосторожности – до двух лет исправительных, принудительных работ или лишение свободны на тот же срок, согласно 109 УК РФ. Хотя что может быть страшнее для родителя, чем гибель собственного ребенка.

Внимание к деталям

Родители должны постоянно помнить и заботиться о безопасности детей. Во-первых, создать безопасной среды для ребенка дома. Каждому возрасту характерны свои травмы: младенцы до полугода часто подают с кроватей и пеленальных столиков, дети до года стаскивают на себя тяжелые предметы вместе со скатертью, старше года - падают с мебели, подоконников - на которые могут забраться. До трех лет опасны мелкие детали конструкторов и части игрушек, которые могут застрять в пищеводе или дыхательных путях. И чрезвычайно опасны магнитные детали, которые склеиваются между собой и вызывают острую непроходимость кишечника, а в последующем – некроз, перфорацию и сепсис.

Для всех детей дошкольного возраста опасны розетки – их все следует закрывать специальными заглушками или изначально устанавливать специальные розетки. Ожоги дети получают от того, что родители беспечно обращаются с горячими жидкостями, нагревательными электроприборами, кухонными плитами во время приготовления пищи. Причина химических ожогов ротовой полости, пищевода и желудка и отравлений – хранение уксусной эссенции, моющих средств, лекарств в доступных для детей местах.

Около 600 детей каждый год выпадают из окон многоэтажек и погибают от полученных травм. Большинство из них потому, что оперлись на мокситных сетки. Они создают иллюзию безопасности и у самих малышей, и у их родителей. Между тем, конструкция москитных сеток не способна выдержать вес ребенка. Представители разных ведомств МВД, Минпромторга, Минобрнауки и Минздрава каждый со своей стороны проводят работу по информированию родителей, изменению государственных стандартов по производству пластиковых окон и москитных сеток. Все пластиковые окна должны иметь систему блокировки, которая не позволит окнам распахнуться, а на москитных сетках должны быть размещены предупреждающие знаки: «Не прислоняться!». Однако в любом случае ребенка нельзя оставлять одного в комнате с раскрытыми окнами. Безопаснее ставить рамы в режим проветривания, напоминают в Минздраве.

Дети на дороге

Что касается дорожного травматизма, его на него приходится не более 1,2% от всех травм, однако это самые тяжелые повреждения, которые зачастую приводят к глубокой инвалидности или смерти. Хотя Россия по этому показателю пока опережает развитые страны, частота случаев ДТП с участием детей продолжает снижаться, Этому способствует обучение ПДД сызмальства, фликеры (светоотражающие элементы) на одежде, использование устройств для перевозки детей и широкая информационно-агитационная кампания в СМИ. Стимулировать ответственность водителей-родителей будут рублем: сейчас рассматривает законопроект, согласно которому, размер административных штрафов увеличится до 3 тыс рублей за нарушение правил перевозки детей для физических лиц, и до 200 тыс – для юридических. В Минздраве напоминают,  что автокресло должно соответствовать возрасту и росту ребенка. Его ни в коем случае нельзя размещать спинкой по ходу движения, а ремень безопасности не должен проходить через шею ребенка.

В Минздраве считают, что профилактика уже дала свои плоды: за текущий год наметилась тенденция к снижению случаев детского травматизма, хотя по сравнению с цивилизованными странами российские показатели пока еще в 3 раза выше.

 

7 главных угроз детской жизни и как их избежать

Основные причины детских травм и советы, как их предотвратить, выглядят так:

1. Ожоги

- старайтесь готовить на дальних конфорках плиты или убирайте сковородки/ковши ручками вовнутрь плиты, не ставьте горячую пищу на стол с длинной скатертью;

- убирайте в недоступные для детей места легковоспламеняющиеся жидкости, спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды и держите детей подальше от костров, пламени свечи, взрывов петард;

- перед тем, как купать ребенка, обязательно проверьте температуру воды;

- оберегайте ребенка от солнечных ожогов, солнечного и теплового «удара».

2. Падение с высоты (в 20% случаев страдают дети до 5 лет)

- открытые окна и балконы должны быть абсолютно недоступны маленьким детям: устанавливайте надежные ограждения, решетки (противомоскитная сетка создает ложное чувство безопасности), не ставьте поблизости стулья и табуретки, также необходима защита возле лестниц;

- не разрешайте детям «лазить» в опасных местах: лестничные пролеты, крыши, гаражи, стройки и др.

3. Утопление (в 50% случаев страдают дети 10-13 лет из-за неумения плавать)

- дети могут утонуть менее чем за 2 минуты даже в небольшом количестве воды – надежно закрывайте колодцы, ванны, бочки, ведра с водой и т.д.;

- учите детей плавать с раннего возраста, обязательно используйте детские спасательные жилеты при всех вариантах водного отдыха, ни на минуту не оставляйте ребенка без присмотра вблизи водоемов.

4. Удушье (в 25 % случаев жертвами становятся дети в возрасте до 1 года из-за беспечности взрослых: может завершиться трагедией вдыхание остатков пищи, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками и др.)

- не давайте маленьким детям еду с косточками или семечками;

- нельзя отвлекать ребенка во время еды - смешить, играть;

- следите за малышом во время еды: кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – признаки проблем с дыханием.

5. Отравления (60% всех случаев детских отравлений связаны с употреблением  лекарств из домашней аптечки)

- храните медикаменты в абсолютно недоступных для детей местах, давайте лекарства ребенку только по назначению врача и строго следуя инструкции;

- ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты и горючее обязательно держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте;

- следите за ребенком при прогулках в лесу.

6. Поражения электрическим током

- закрывайте электрические розетки специальными защитными накладками;

- изолируйте электрические провода от доступа детей.

7. Травмы на дорогах и железнодорожном транспорте (вызывают более 25% всех смертельных случаев)

- с первых шагов обучайте малыша правильному поведению на дороге, в машине и общественном транспорте, в том числе железнодорожном; детей дошкольного возраста в пути обязательно должны сопровождать взрослые;

- детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;

- в автомобиле необходимо использовать специальные детские кресла и ремни безопасности; нельзя сажать ребенка на переднее сиденье машины;

- учите ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде/самокате/роликах; следите за обязательной защитной экипировкой ребенка, в том числе используйте светоотражающие нашивки для верхней одежды.

 

Кто на дороге глвный?

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 186 тыс детей в возрасте до 18 лет. В текущем году в стране произошло 14695 дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков 563 ребенка погибли, 15 816 школьников получили ранения. Показатели в России в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: лихачи и нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей.

С лихачами власти борются штрафами в разреме от 500 до 5 тыс рублей в зависимости от того насколько быстрее разрешенной скорости ехал водитель. Пьяных водителей лишают прав и в нагрузку выписывают очень солидный штраф – 30 тыс рублей. Административное наказания для беспечных родителей со следующего года составит 3 тыс рублей, а физические и юридические лица, нарушающие правила перевозки детей, заплатят 25 и 100 тыс, соответственно.

Всем по креслу

Крэш-тесты показывают, что взрослый не может удержать ребенка при столкновении даже на небольшой скорости, например 50-60 км/ч и, тем не менее родители продолжают возить детей без специальных удерживающих устройств. Особенно, в глубинке, мотивируя свое поведение дороговизной автокресел. На сегодня известно, что детские автокресла снижают риск гибели в результате аварии примерно на 90% у малышей грудного возраста, на 55-80% — у дошкольников. Их минимальная стоимость составляет около 3 тыс рублей. Много это или мало?

Для привлечения внимания родителей к правилам перевозке детей в стране сейчас идет активная агитационная кампания на дорогах. Плакаты «Куда посадить ребенка: в детское кресло или в инвалидную коляску» очень наглядные и обращают на себя внимание родителей, уверены эксперты. В некоторых регионах сотрудники полиции дарят автокресла тем родителям, которых поймали при перевозке младенца на руках в день выписки из роддома и рассказывают, почему опасно перевозить ребенка на руках и чем это чревато. Эти и другие акции, которые реализуют госорганы, возымели своей действие. По сравнению с прошлым годом количество ДТП с участием детей снижается, хотя и недостаточно быстро - на 0,1 % в год. Стоит сказать, что в общей структуре травматизма на автомобильные травмы приходится всего 1,2%, однако при этом они имеют высокую летальность и зачастую приводят к инвалидности. Правила перевозки детей на велосипедах также предполагают установку специальных удерживающих устройств и обязательное использование шлемов. Доказано, что использование мотоциклетных шлемов уменьшает риск гибели в ДТП на 40%, а тяжелых травм — примерно на 70%.

Особенности восприятия

По статистике несчастные случаи с детьми пешеходами чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. С одной стороны, из-за особенностей детского восприятия. До 4 лет ребенок не осознает, что машина не может остановиться мгновенно, до 6 лет – плохо ориентируется по звуку, до 8 лет – не видит, что происходит сбоку от него. Любой ребенок непредсказуем и может выбежать на дорогу за мячом или игрушкой, а девять из десяти детей замрут на месте или закроют лицо руками, когда увидят несущихся на них автомобиль. С другой - потому что взрослые не научили их безопасному поведению на дорогах.

У взрослых тоже есть особенности восприятия: треть наездов на пешеходов со смертельным исходом происходит в темное время суток, когда водитель просто не в состоянии вовремя заметить внезапно выскочившего на дорогу пешехода. В Европе вся детская одежда имеет светоотражающие элементы, чтобы дети были видимы для других участников дорожного движения в темное время суток. Даже при плохих погодных условиях пешеход со светоотражаюхим элементом на одежде (фликером) заметен на расстоянии 150 м. Этого достаточно, чтобы водитель его заметил и успел затормозить.

В России родители не обязаны покупать одежду со светоотражающими знаками или пришивать к ней фликеры. Его средняя стоимость сегодня составляет 200 рублей, а жилет со светоотражающими элементами на ребенка обойдется в сумму от 350 рублей. Много это или мало?

А у них

Наиболее безопасными, по статистике, являются дороги стран Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Разумеется влияет и качество подготовки водителей и размеры штрафов за нарушения правил дорожного движения. Например, в ЕС за нарушение правил перевозки детей водитель заплатит от 50 до 400 евро в зависимости от страны, а родители-рецидивисты платят вдвое дороже. В странах ЕС на газоне рядом с домами можно увидеть знаки с надписью: «Здесь живет ребенок. Едь так, как если бы он был твой». Такие знаки - часть культуры всех участников дорожного движения, которую нам еще предстоит создать.