Версия для слабовидящих|   Обычная версия

Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 36-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года. Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Поскольку Конвенция имеет статус международного договора, то её положения применяются в обязательном порядке, в том числе в тех случаях, когда они не совпадают с нормами внутреннего законодательства (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов), основанный на предыдущем положительном опыте социального обеспечения в стране, а также на положениях ряда международных актов (Декларация о правах инвалидов, принятая резолюцией 3447 Генассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. и др.), положил начало переходу от врачебно-трудовой к медико-социальной модели инвалидности.

В результате приведения понятия «инвалидности» к международным стандартам и действия других инвалидизирующих факторов численность инвалидов в России возросла с 4,7  млн. человек в 1993 г. до 13,2 млн. человек в 2013 г., соответственно вырос удельный вес инвалидов от численности населения России с 3,2% до 9,2%.

Одновременно было начато формирование соответствующей международному праву системы правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение, социальную поддержку инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, содействие трудоустройству, медико-социальную экспертизу и реабилитацию, страховые выплаты по трудовому увечью и профессиональным заболеваниям, доплаты к пенсиям и компенсационные выплаты, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (включая протезирование) бесплатно, развитие реабилитационной индустрии, создание безбарьерной среды.

Права и гарантии граждан в сфере труда и занятости, закрепленные Конституцией и отраженные в базовых законах Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации, в полном объеме распространяясь на инвалидов, соответствуют пункту 1 статьи 27 Конвенции о признании права инвалидов на труд наравне со всеми и создают правовую основу для реализации этого права.

Конституцией (ст. 37) и Трудовым кодексом (ст. 2,3) определены основы правового регулирования трудовых отношений, распространяющиеся без всякого изъятия на инвалидов: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, запрет на дискриминацию в сфере труда. При этом каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, на защиту трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

На инвалидов в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда, предусмотренное статьей 3 Трудового кодекса. В соответствии с ней никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации их трудовых прав в связи с инвалидностью.

В целях предотвращения дискриминации инвалидов при трудоустройстве в статьях 20-24 Закона о социальной защите инвалидов закреплена система дополнительных мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей по профобразованию и осуществлению трудовой деятельности.

Работодатель не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями и деловыми качествами работника. Необоснованный отказ в заключении трудового договора с инвалидом может быть обжалован в суде.

Для защиты прав инвалидов на справедливые и благоприятные условия труда наравне с другими законодательством предусмотрены дополнительные гарантии по созданию инвалидам необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В статье 23 Закона о социальной защите инвалидов, а также в статьях 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224 Трудового кодекса, в частности, установлены льготы для инвалидов в трудовых отношениях, которые направлены на обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые права наравне с другими. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, отпуска и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

В Российской Федерации выполняется положение Конвенции по обеспечению того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими. Согласно нормам Закона о социальной защите инвалидов они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

Для защиты прав инвалидов на безопасные и здоровые условия труда изданы Санитарные правила 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 30, которые должны соблюдаться предприятиями всех отраслей экономической деятельности. Целью применения Санитарных правил является предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма. Работодатель не вправе предлагать инвалиду работу, связанную с вредными и опасными производственными факторами.

Защита трудовых прав работающих инвалидов, в том числе на охрану труда, возложена на Роструд и его территориальные органы (государственные инспекции труда)  (ст. 353 Трудового кодекса, постановление Правительства Российской Федерации от
1 сентября 2012 года № 875). В целях обеспечения для работающих инвалидов здоровых и безопасных условий труда на Роструд и его территориальные органы возложены организация и проведение мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства в отношении инвалидов, принимают необходимые меры реагирования в пределах своей компетенции. Для устранения выявленных нарушений государственными инспекциями труда принимаются меры инспекторского реагирования: выдача предписаний об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности и наложение штрафов.

С целью выполнения положений Конвенции и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительством Российской Федерации утвержден «Комплекс мер, направленный на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы».

Для информирования инвалидов о возможностях трудоустройства на открытом рынке труда с ноября 2013 года Роструд открыл на информационном портале «Работа в России» (www.trudvsem.ru) сервис поиска работы для инвалидов. Интернет-ресурс позволяет подобрать вакансии, предлагаемые центрами занятости населения, в том числе на квотируемые и специально оборудованные рабочие места для инвалидов, учитывая регион проживания, категорию инвалидности и другие заданные пользователем параметры. В мае 2014 года на портале была размещена информация о 64 тысячах рабочих мест для инвалидов, представленных работодателями в центры занятости.

В соответствии с Законом о социальной защите инвалидов (ст. 20) квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 183-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать квоты по трудоустройству инвалидов для организаций с числом работников от 35 человек, а не от 100 человек, как это было до 2013 года. Таким образом, в систему квотирования вовлечены организации малого и среднего бизнеса, включая сельскую местность, что значительно расширило возможности трудоустройства инвалидов дополнительно на 300 тысяч квотируемых рабочих мест.

Для повышения эффективности реализации гарантий трудовой занятости инвалидов после ратификации Конвенции уточнен механизм контроля и усилена административная ответственность работодателей за создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты (Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 11-ФЗ). В соответствии с принятыми нормами работодателю вменяется в обязанность ежемесячно представлять в службу занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. В рамках контроля за резервированием рабочих мест в счет квот для трудоустройства инвалидов введена новая правовая норма, обязывающая работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и представлять сведения о них органам занятости.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ст. 5.42 КОАП).

В результате вышеизложенных мер число работающих инвалидов после подписания  Конвенции увеличивается на 5-6 % ежегодно. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации оно возросло с 2008 по 2013 гг. на 22,3 % и составило на начало 2014 года 2,4 млн. человек или 18,4 % общей численности инвалидов.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования системы содействия инвалидам в реализации права на труд на среднесрочную перспективу определены:

  • стимулирование работодателей к созданию специальных рабочих мест для инвалидов;
  • все более весомое возмещение им расходов на оснащение данных рабочих мест;
  • развитие индивидуализированной практики сопровождаемой трудовой занятости инвалидов;
  • расширение практики квотирования рабочих мест;
  • содействие развитию социального предпринимательства.

Правительством Хабаровского края разработан «План мероприятий по вовлечению инвалидов в трудовую деятельность в организации бюджетной сферы и акционерный общества с государственным участием в Хабаровском крае в 2014 году», который предусматривает организацию информационно-разъяснительной работы по реализации мер, направленных на содействие трудоустройства незанятых инвалидов.

Институтом проводятся мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края: Федеральным законом  от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Хабаровского края от 28.04.1999 № 119 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» и др.

В соответствии с установленной квотой, в Институте выделены рабочие места для устройства инвалидов.

 

Информация подготовлена по материалам «Первоначальный доклад

Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов

«О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации»

11 сентября 2018 г.

В лекционном зале КГБОУ ДПО ИПКСЗ пройдёт круглый стол «Психосоматические расстройства». Начало в 14.00 час.

Программа197.68 KB